В любом обществе существуют правила — без них царили бы анархия и беззаконие. И детям нужны четкие ориентиры, чтобы контролировать себя и в школе, и дома. Правила систематизируют мир ребенка, делают его более предсказуемым, но чтобы не было соблазна их нарушить, они должны соответствовать нескольким критериям:
- Быть выполнимыми. При составлении необходимо учитывать возрастные и психологические особенности ребенка.
- Не противоречить друг другу. Если регламентировать каждую секунду жизни ребенка, то правила будут противоречить друг другу и станут невыполнимыми.
- Быть понятными. Вводя правила, необходимо объяснять, для чего они нужны и к каким последствиям приводят.
- Правил не должно быть слишком много, иначе ребенок взбунтуется, потому что «все нельзя».
- Иметь последствия. Какой смысл соблюдать правила, если за их нарушение ничего не грозит? Вместе с правилами необходимо установить санкции. Наказание ни в коем случае не должно быть физическим или унизительным.
Первое время соблюдение правил необходимо контролировать. Со временем, когда ребенок привыкнет и осознает последствия, он будет сам стремиться к соблюдению установленных правил.
Какие правила нужны школьникам?
В школе дети учатся не только жить по общественным правилам, но и помогать друг другу, дружить. Правила поведения в школе необходимо периодически проговаривать в семье, и хорошо бы это делать каждый раз после каникул. О чем важно говорить?
-
- Нормы поведения. Удивительно, но многие дети не знают, как правильно вести себя на уроке, во время перемены или по дороге в школу. Обязательно проговорите ключевые правила и проиграйте их с младшими школьниками.
- Отношения с одноклассниками. Стоит говорить о том, что важно быть вежливыми, категорически нельзя драться, обзываться, насмехаться, брать и портить чужие вещи.
- Отношения с педагогами. Следует разговаривать с ребенком о том, что в школе надо выполнять требования педагогов. Недопустимо дерзить взрослым, огрызаться, хамить.
- Внешний вид. Если школа не позволяет носить украшения, например, кольца и массивные серьги, красить волосы и ногти, то важно донести до подростка, что надо уважать эти правила и соблюдать их. Экспериментировать с внешностью можно на каникулах.
- Правила безопасности. И с младшими школьниками, и с подростками надо говорить о том, как вести себя на улице и как общаться с незнакомцами.
Дома у ребенка тоже должны быть правила. Они позволят ему безопасно использовать доверие родителей. Хорошо, когда эти правила охватывают разные стороны жизни и поддерживаются всеми членами семьи.
-
- Домашние задания. Чем старше ребенок, тем больше ответственности он может на себя брать. В первом классе дети, конечно, нуждаются в помощи. Во втором они уже могут выполнять домашние задания самостоятельно, а родители только проверять правильность их выполнения. С 3–4 класса это должно быть полностью ответственностью ребенка.
- Домашние обязанности. Современные дети часто совсем не имеют обязанностей, что, конечно, неправильно. При любой нагрузке ребенку надо делегировать посильные дела по дому.
- Отдых. Обязательно проговорите, как и сколько ребенок должен отдыхать. Старших школьников и подростков это тоже касается. Многие дети не умеют тормозить и вместо отдыха занимаются изучением дополнительных материалов или же смотрят в экран.
Чтобы понимать, соблюдает ребенок правила или нарушает договоренности, обязательно разговаривайте с ним. Спрашивайте не только об успехах, но и о сложностях, с которыми он сталкивается. И, конечно, приходите на помощь, если видите, что ребенку трудно.
Если у вас возникнут сложности с введением правил, звоните на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 — специалисты службы помогут вам разобраться в этом вопросе.
Информация с сайта |