В конце 1960-х годов в нашей стране возобновился поиск форм практического участия психологов в работе школы. Школьная психологическая служба в СССР первоначально создавались в Эстонии под руководством Х.Й. Лийметса и Ю.Л. Сыэрда. Первый штатный школьный психолог начал работать в одном из сельскохозяйственных техникумов в 1970 г. С 1975 г. работает уже ряд психологов в специальных школах-интернатах для трудных подростков, а с 1980 г. — в порядке эксперимента — в некоторых общеобразовательных школах.
С начала 80-х годов происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Развернулось активное изучение научных основ, обсуждение возможных форм и методов работы практических психологов в школе. Журналом «Вопросы психологии» в 1983 г. был организован «круглый стол» «Психологическая служба в школе». В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллине. На конференции были проанализированы эксперименты по созданию школьной психологической службы, которые проводились во многих городах и республиках, обсуждались организационные вопросы дальнейшего развития психологической службы в стране.
В 1984 г. в Москве в Институте психологии АН СССР состоялась 1-ая Всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В рамках конференции работала секция «Психологическая служба школы». В центре внимания участников секции были вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса школы.
Важным этапом развития школьной психологической службы и нашей стране стал многолетний (1981 —1988) эксперимент по введению в школах Москвы должности практического психолога, проводившийся под научным и методическим руководством лаборатории научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне — Психологический институт РАО). Были определены предмет и задачи школьной психологической службы (Дубровина, 1988). На основе анализа результатов эксперимента было разработано Положение о психологической службе народного образования (1989), которое широко используется в стране.
В 1988 г. вышло постановление Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны. Это стало правовой основой деятельности школьного практического психолога, определило его социальный статус, права и обязанности.
С этого момента служба энергично развивалась почти во всех регионах страны. Происходило расширение сферы деятельности детского практического психолога: служба начинала охватывать всю систему обучения и воспитания от дошкольного возраста до ранней юности. Практическая психология образования появилась в детских садах, детских домах, школах, гимназиях, лицеях, профессионально-технических училищах, колледжах, школах-интернатах.
Многие руководители образовательных учреждений, учителя, воспитатели, родители все больше осознавали полезность психологической службы. Это сформировало в обществе потребность детских практических психологах. Поэтому в педагогических университетах и институтах была организована подготовка специалистов по педагогической психологии, возникли курсы переподготовку специалистов с высшим педагогическим образованием, увеличилось количество профессиональных объединений для повышения квалификации работающих практических психологов образования.
В июне 1994 г. в Москве прошел I-й съезд практических психологов образования Российской Федерации. В октябре 1995 г. в Перми состоялся II-й съезд психологов образования. Психологическая служба становилась необходимым элементом государственной службы образования.
Съезды показали, что практические психологи начали осознавать самих себя как полноправных специалистов, имеющих четко определенные профессиональные функции, цели и средства деятельности, ясно понимающих свое место в образовательной системе.
Вклад психологической службы в системе образования сложно измерить оценками. Но без неё невозможно представить ни одно образовательное учреждение, где участникам образовательного процесса помогают преодолевать затруднения психологического характера и способствуют развитию личности.
|